MINI

«Сложности – это вызов». О запуске агентства в 23, кризисах и их преодолении – в истории Оксаны Гошвы.

Оксана Гошва – основательница агентств Hoshva PR&DGTL и DOT_DOT Innovation. В 21 год она уже работала с «Океаном Эльзы» и «Киевстаром», а первое свое агентство открыла в 23. Сейчас среди клиентов агентств – Johnson & Johnson, Philip Morris, PepsiCo, Synevo, GIZ Ukraine.

В партнерском проекте с MINI Оксана рассказала MC Today о том, как она потеряла всех клиентов во время кризиса, а потом восстановила бизнес с нуля.

Ее история открывает совместный проект MINI и MC Today к 60-летию автобренда. Он посвящен украинским предпринимателям – владельцам MINI, которые добились успеха благодаря вере в свои силы, как и Джон Купер, конструктор «Формулы-1» и создатель легендарной модели Mini Cooper S. Несмотря на всеобщий скепсис, он превратил малолитражный британский автомобиль в легенду автоспорта. Именно благодаря Куперу классический Mini трижды одержал победу на знаменитом ралли в Монте-Карло.

Сказала Вакарчуку: «А почему ты думаешь, что я не лучше всех?».

Я начала работать еще в школе: писала статьи, вела передачи на радио. В 17 лет переехала из Тернополя в Киев, училась по американской системе в частном университете. Там получила общие представления о бизнесе. В Киеве работала на СТБ, потом – пиар-директором М1. Так меня занесло в пиар.

Как менеджер проектов в агентстве KEY Communications я работала с «Океаном Эльзы», «Киевстаром», с представительством Еврокомиссии в Украине.

Работа была моей жизнью. Очень быстро появилось много клиентов, которые хотели работать лично со мной. Поэтому я решила уйти на фриланс.

Как-то мы увиделись с Вакарчуком, я ему об этом сообщила, а он сказал: «Для этого нужно быть лучше всех». А я говорю: «А почему ты думаешь, что я не лучше всех?»

У меня не было далеко идущей стратегии. Мне было 23, у меня горели глаза, был миллион идей и вера в себя. Когда я приходила на встречи, клиенты это чувствовали и давали мне шанс. Очень скоро я одна перестала справляться с таким количеством проектов. Буквально за пару месяцев с начала работы на фрилансе, осенью 2005-го, я наняла двух сотрудниц и создала агентство. 

MINI

Как мы потеряли всех клиентов.

Пока мы строили бренд, научились работать и пробились к большим клиентам, начался кризис. У меня был пул абонентских клиентов, которые генерировали хорошую прибыль, и 15 сотрудников. В 2008 году в один месяц все клиенты отпали и все проекты исчезли.

Какое-то время мы работали в минус, я платила за офис из сбережений, мы ходили на встречи, придумывали новые продукты. Но это ни к чему не приводило – все были в подвешенном состоянии. Весной 2009-го я поняла, что от нас ничего не зависит. Я съехала из офиса, перевела часть сотрудников на проектную работу, с частью пришлось расстаться.

Первые несколько месяцев я была настроена позитивно. У меня было на что жить в ожидании лучших времен. Поэтому я просто начала делать то, что мне было интересно, не думая о деньгах. Бросилась в развитие пиар-рынка, создала 50 выпусков подкаста о пиаре.

Через полгода я поняла, что мне недостаточно стимулов просыпаться, если никуда не нужно ехать. На месяц я впала в депрессию и поняла, что нужно возрождать бизнес.

Тогда я сняла два рабочих места в офисе своего друга и начала изо всех сил искать клиентов. На все, что происходило вокруг, я смотрела с позиции «нового бизнеса».

Первым клиентом после кризиса стала строительная компания. Я была инвестором квартиры в ЖК «Времена года». Застройщик пригласил меня как собственника квартиры на праздник в честь сдачи комплекса. Я подумала: это же круто, что компания в кризис сдает дом – из этого можно сделать отличную пиар-историю!

Вместо того чтобы просто прийти на праздник, я пришла в офис и предложила свою идею. Они вдохновились и согласились со мной работать. Потом мы начали работать с Colgate. Я вложила в этот проект всю себя – он был нужен, чтобы снова поверить в свои силы.

Скоро в команде появился третий человек, потом мы вернули часть предыдущей команды. Понемногу все восстановилось.

MINI

Машина как часть команды.

Свою первую машину я купила через месяц после того, как открыла агентство. Вообще-то планировала купить квартиру. Я подумала, что работаю со школы, неужели не заслужила свое жилье? Присмотрела себе красивую «однушку» на Гончара. Когда уже все было готово, отец не захотел поставить подпись как поручитель – сказал, что не доверяет банкам.

Я очень обиделась и решила все равно купить что-то большое. Сумочка и туфли уже не радовали. Нужно было что-то существенное, что показывало бы, что я молодец. И я решила купить машину. Взяла Nissan Micra.

На ней я ездила 7 лет. Мне было 30, у меня было два агентства, квартира, машина. Когда у тебя всё есть, нужен какой-то новый стимул. Тогда я решила взять новую машину в кредит, чтобы у меня была мотивация зарабатывать деньги. Выбрала стильный кроссовер MINI Countryman за 32 тыс. евро. Эта модель только вышла, ее нужно было заказывать и ждать. За четыре месяца, пока я ждала, я уже заработала все деньги, и кредит не понадобился.

На этой машине я езжу уже 7 лет. Она часть команды агентств: вожу на ней своих коллег и реквизит на клиентские встречи. Для меня это не просто машина, которая везет из точки А в точку Б. MINI – это имиджевая машина, она с душой, с характером.

Знакомство с MINI John Cooper Works.

MINI John Cooper Works я тестировала четыре дня. У меня было ощущение, что я изменяю своей машине. Моя стояла под домом, а я уезжала на другой – это было непривычно.

Мой MINI не такой мощный, как JCW. Это интересный новый опыт, я начала более агрессивно вести себя на дороге. Хотелось почувствовать этот драйв – обычно я езжу спокойно.

Еще в MINI John Cooper Works очень хороший звук. Я получала громадное удовольствие, когда слушала Spotify в машине. Это было чувство, что есть ты и остальной мир. Я не люблю пробки, а тут это меньше беспокоило. Ты сам себе создаешь настроение, тебе хорошо, и не хочется ни о чем волноваться.

MINI

Переоценка ценностей.

Мне было тесно в рамках профессии, хотелось заниматься предпринимательством, поэтому я окончила МBA и начала строить группу из трех агентств. Последние несколько лет я мало работала с клиентскими проектами, сосредоточилась на внутренних процессах.

Но потом вся эта махина перестала приносить мне радость, мне не хотелось превращаться в цех по производству пиар-программ.

Возможно, у меня начался кризис среднего возраста. Захотелось чего-то настоящего, нужно было куда-то девать творческую энергию. Сейчас у нас бутиковый формат. Мы объединили PR и Digital в одно агентство и сократили количество сотрудников с 45 до 20.

Теперь я больше времени работаю на клиентских проектах. Мне это нравится: я чувствую эффект от того, что делаю.

Цель – драйв, а не деньги.

У меня насыщенный график. Я просыпаюсь в 6:10, на 7:00 еду в беговой клуб или на сайклинг (тренировки на велотренажерах) – это дает заряд энергии. Недавно в полтретьего ночи прилетела из Дании, а уже в 10 утра у меня был воркшоп с клиентом. Ежедневно у меня несколько встреч, но иногда выделяю день, чтобы заняться административными задачами. Сейчас учусь отдыхать, потому что энергия – это ресурс, который исчерпывается, ее нужно восстанавливать.

За 15 лет у меня было всего две истории с убытками. В целом бизнес был прибыльным с первого дня. Но доход – не самоцель.

Я даже точно не знаю, сколько зарабатываю. Знаю, что денег хватает для комфортной жизни. У меня есть финансовый консультант, который занимается моими пассивными доходами, и финансовый директор, который сводит баланс.

Мотивирует другое – движение. Мне не интересно лежать и смотреть сериалы. Я бегала марафоны в Берлине, Чикаго и Лондоне. В ноябре планирую пробежать марафон в Нью-Йорке. Это будет мой 4-й мейджор (World Marathon Majors – серия из шести соревнований для марафонцев в разных городах мира. – Прим. ред.). Будет круто, если удастся войти в пятерку украинок-любителей, которые пробегут все шесть мейджоров.

Я просто регистрируюсь и понимаю, что марафон сам себя не пробежит. Это отличная мотивация, чтобы тренироваться.

Так же и с работой. Когда завершаешь большой проект – это драйв, сравнимый с тем, когда после долгих тренировок пробегаешь марафон. Сложности я учусь воспринимать как вызов. Они подталкивают к тому, чтобы двигаться вперед.

MINI

Двигаться вперед, несмотря ни на что – такого принципа придерживался и Джон Купер, легендарный конструктор «Формулы-1», который убедил создателя классического Mini Алека Иссигониса спроектировать спортивную версию автомобиля. Его снабдили мощным двигателем, дисковыми тормозами и контрастной двухцветной окраской. Так появился Mini Cooper.

В 1963 году вышла новая модель Mini Cooper S – с еще более мощным двигателем. Спустя год этот автомобиль участвовал в гонке на одной из самых сложных трасс на планете – в Монте-Карло. Компактная машина вызывала смех на трибунах. Но Mini Cooper S первым пересек финишную линию. Водителей Падди Хопкирка и Генри Лиддона встречали как героев, а автомобиль вошел в историю автогонок. После этого пилоты Mini Cooper S побеждали в ралли еще дважды – в 1965-м и 1967-м. За несколько лет корпорация продала 150 тыс. автомобилей Mini Cooper.

 

Фотографии Григория Веприка и Романа Маткова, The Gate Agency.

Благодарим UNIT.City за предоставленное место для съемок.