MINI

Мероприятие за $1,5 млн – не предел. История одного из самых известных организаторов событий в стране.

kartyna (Сергей Неклева) – основатель ивент-агентства S*EVENT. За 15 лет его команда организовала более 1000 мероприятий по всему миру. Они делали вечеринки для Vogue и Viva, презентации новых моделей Rolls-Royce и BMW, работают с Borjomi, Samsung и Avon и привозят артистов стоимостью миллион долларов.

kartyna рассказал MC Today о том, с чего началась его работа в шоу-бизнесе, как он получил опыт, объехав полмира, и как уберечь команду от провальных событий.

История kartyna продолжает совместный проект MINI и MC Today к 60-летию автобренда. Он посвящен украинским предпринимателям – владельцам MINI, которые добились успеха благодаря вере в свои силы, как и Джон Купер, создатель легендарной модели Mini Cooper S.

Первый концерт организовал на спор.

Моя первая работа – диджей на швейной фабрике, куда я устроился сразу после школы. Я сидел в маленькой комнате и ставил музыку тысяче швей в цеху. Тогда я понял, как устроен шоу-бизнес: чем лучше музыку ты ставишь, тем больше девушек приходит знакомиться.

Это был конец 80-х, мои родители мечтали, чтобы я стал инженером, поэтому я поступил на робототехнику, а в свободное время играл на гитаре и торговал кроссовками. Кроссовки привели меня к ребятам, которые занимались музыкой. Мы разговорились, и я предложил организовать им концерт. До сих пор помню скепсис на их лицах и уверенность в своих силах, которая у меня откуда-то появилась. Так на спор я организовал первое мероприятие.

Группа называлась Whіte Troop. Через несколько лет мы объехали с гастролями десятки городов. К 1993-му давали по 50-60 концертов в год. Нам всем было чуть больше двадцати, мы впахивали с утра до вечера и были уверены, что это и есть шоу-бизнес.

Позже я переехал в Киев и попал в команду, которая в маленькой комнатке на Крещатике делала первый в Украине хит-парад «12 минус 2» на радио «Проминь». Затем несколько лет работал над ежедневной радиопрограммой «Шлягер», которая раз в два месяца делала телесъемку во Дворце «Украина» с топовыми украинскими артистами. Там я познакомился с ключевыми людьми из нашего шоу-бизнеса: от Ирины Билык до Павла Зиброва.

MINI

Потерял в деньгах, но получил опыт.

В 1995-м я получил первый большой контракт. Компания Philip Morris, которая только зашла на украинский рынок, искала агентство, которое организует вечеринки для Marlboro. На встрече с их представителями я пафосно заявил, что знаю всех людей в шоу-бизнесе в стране. Они сказали «окей», и мы начали работать.

Это был мой первый опыт работы с западной компанией, было немного страшно, но слишком интересно, чтобы переживать о последствиях. Мы договорились с Green Grey, которые были на пике популярности, с несколькими диджеями и сделали серию вечеринок по всей стране.

За одно мероприятие Philip Morris платили всего несколько тысяч долларов. Но тогда этих денег хватало, чтобы заплатить группе и покрыть все расходы. Еще и немного оставалось. Вдохновившись размахом и подходом Philip Morris, мы решили создать компанию, которая бы помогала продвигать западные бренды в Украине. С презентацией этой компании я пришел в Leo Burnett, но вместо обсуждения сотрудничества они предложили мне построить отдел в структуре их агентства.

По деньгам это было очень невыгодно. Если на организации концертов я мог заработать несколько тысяч долларов в месяц, то в Leo Burnett мне предложили стартовую зарплату в $800. Я согласился, потому что понимал, что смогу получить опыт и знания, которые легко покроют эту разницу.

Я проработал в Leo Burnett, а затем и в Philip Morris около восьми лет, объехал полмира, получил знания в международных корпорациях. Но однажды понял, что нужен компании больше, чем компания мне. В такие моменты из корпоративного сектора нужно уходить. Так в 2005 году появился S*EVENT.

MINI

Отбили инвестиции за пару месяцев.

Вкладывать в бизнес мне было нечего. Я нашел партнера, который внес стартовый капитал – около $10 тыс. Он отвечал за финансовую часть, а я за идеологию и поиск клиентов.
Моим первым клиентом стал друг, который как раз собирался праздновать годовщину создания своей страховой компании. Возможно, он нанял нас из жалости, но надеюсь, что просто поверил в нас. Такие поступки очень вдохновляют. Мы быстро вышли в плюс, а через несколько месяцев я вернул партнеру вложенные на старте деньги.

Мы работали с Borjomi, Samsung, Avon, Metro, Nestle. Делали очень разные события: вечеринки для Vogue и церемонии для Viva, презентации новых моделей Rolls-Royce и BMW, организовывали концерт Олега Винника во Дворце спорта. Сейчас организовываем около 100 событий в год. У нас 16 людей в команде и много грамотных подрядчиков. Бывает, на мероприятии работают 100-150 человек.

Все наши события прибыльные. Мы не занимаемся концертами, где есть вероятность не продать билеты. За всю историю S*EVENT было только одно мероприятие, с которым мы ушли в минус. В 2014-м мы делали для украинского клиента событие за границей и платили подрядчикам в долларах. Когда клиент нам заплатил, курс так вырос, что пришлось доплачивать подрядчикам из собственных денег. Мы не жаловались, мне кажется, клиент сам все понял и заказал нам еще одно мероприятие. Так мы компенсировали убытки.

MINI

Как мы поругались с Microsoft.

Мы часто отказываемся от организации событий, в которых у нас нет экспертизы. Например, не проводим свадьбы, празднования Нового года, а базовые конференции делаем только для постоянных клиентов. Есть агентства, которые в период новогодних праздников зарабатывают 70 % годового оборота, мы в это время закрываем хвосты, а наши команды отдыхают.

Как-то клиент хотел отпраздновать трехлетие дочери. Поговорив с заказчиком, мы поняли, что он хочет удивить других родителей, а не порадовать ребенка. Об этой маленькой девочке никто даже не думал. За те же деньги можно было отвезти ее в Диснейленд, закрыв парк на этот день. Мы честно сказали, что такое событие делать не будем.

А однажды мы «поругались» с Microsoft. Они запускали Windows 7 и искали агентство, которое организует презентацию. Для нас цифра «7» очень важна, мы старались и выиграли тендер. Они нас поздравили, ввели в свою базу, а спустя какое-то время прислали измененный бриф. Оказалось, что креативное мероприятие трансформировалось в стандартную конференцию, где от нас требовалось включить проектор, перевезти людей из гостиницы на площадку и сделать два кофе-брейка. Мы сказали, что это не наша специализация, и посоветовали другие агентства. Microsoft сказали, что мы обнаглели, с тех пор мы не получали от них запросов.

MINI

Как у меня появился MINI.

Моей первой машиной была Peugeot 406 – я купил ее в 2004 году, когда ушел из Philip Morris. Проездил на ней, кажется, полгода и купил MINI. С тех пор у меня всегда есть MINI. Это лучший автомобиль для города плюс это легенда, а я люблю вещи, за которыми есть хорошая история.

Люди, которые не знают, что такое MINI, воспринимают его как странный автомобиль. Есть стереотип, что парень на таком ездить не может. Мне всегда было плевать.
Когда я первый раз проехался на MINI, понял, что это как карт, только для города. Она хорошо рулится, отлично входит в повороты, а на светофоре «делает» большинство машин других марок. Я сравнивал со многими, и мне кажется, что это идеальная машина для тех, кто любит сидеть за рулем.

Знакомство с MINI John Cooper Works.

Я когда-то уже пробовал ездить на MINI John Cooper Works, но он был с ручной коробкой, в городе это неудобно. К тому же это была скорее спортивная машина, в офис на ней не поедешь. У новой MINI John Cooper Works, которую я тестировал несколько дней, 8-ступенчатый спортивный автомат, который выезжает из 100 быстрее механики. И двигатель два литра – это для меня непривычно, но он слишком хорош, чтобы вспоминать о классических 1,6.

Новый MINI John Cooper Works – это несколько машин в одной. Ты можешь спокойно ездить по городу, а можешь включить спортивный режим, поставить коробку в спорт и надавить на педаль.

JCW заставляет двумя руками крепко держаться за руль и интуитивно искать глазами свободное пространство для ускорения, во время которого ты делаешь чуть тише музыку, чтобы услышать звук выхлопа.

MINI

Цель – становиться лучше, чем вчера.

Самый большой бюджет одного мероприятия, которое мы организовывали, – около $1,5 млн. Но большой бюджет – не достижение. Можно отвезти 350 человек в Монако, это будет очень дорогая затея, но ничего крутого в этом нет. Можно сделать мероприятие за $20 тыс., и оно будет интереснее, чем за полтора миллиона. Мы ведь продаем креатив, а он измеряется вздохами зрителей, а не суммами.

У нас было мероприятие, где артист стоил больше миллиона долларов. Я не считаю это достижением, ведь договориться его привезти – это несколько звонков. Намного интереснее придумать оригинальную концепцию и сделать что-то, чего никто на рынке еще не делал.

Любой человек должен ставить себе цель становиться лучше, чем вчера. Если это ощущение пропадает, значит ты постарел. Мне не хотелось бы дожить до такого момента. Чем старше ты становишься, тем быстрее тебе нужно бежать. Это для меня лучший стимул.

 

Фотографии Романа Маткова, The Gate Agency.

Благодарим за предоставление места для съемки Арт-завод «Платформа»